Механизация операций при штамповке на горизонтально-ковочных машинах
На Челябинском тракторном заводе сконструирован пневматический подъемник для крупных горизонтально-ковочных машин, опыт эксплуатации которого показывает хорошие результаты.
Подъемник устанавливается на станине машины и крепится к ней кронштейном. По направляющим кронштейна вертикально перемещается рейка с пазами, удерживающими ее в определенном положении. Расстояние между пазами равно расстоянию между осями ручьев штампа. Рейка связана со штоком поршня и крючком. На кронштейне установлен фиксатор, стержень которого является штоком поршня малого воздушного цилиндра. Педаль управления движением рейки имеет два клапана. Толкатель клапана, расположенный выше толкателя, открывает воздух в цилиндр фиксатора, а толкатель открывает клапан для подачи воздуха в цилиндр подъемника. При полном нажиме на педаль осуществляется впуск воздуха в оба цилиндра, благодаря чему стержень фиксатора выходит из паза рейки, а поршень и крюк поднимаются в верхнее положение, подавая заготовку на уровень верхнего ручья; стержень фиксатора при освобождении педали входит в нижний паз рейки и удерживает заготовку в этом положении. После высадки заготовки в первом ручье производится легкое нажатие на педаль, при этом открывается только клапан, который пропускает воздух в цилиндр фиксатора. Стержень фиксатора выдвигается из паза рейки, а поршень цилиндра подъемника вместе с крюком и заготовкой собственным весом опускается вниз только до оси второго ручья, так как в это время стержень фиксатора под действием пружины входит в следующий паз рейки. Таким же образом заготовка перемещается в следующий ручей штампа.
На Горьковсксм автозаводе для обслуживания крупных машин сконструирован и применен электропкевматический подъемник. Конструкция его довольно сложна, однако он более универсален по сравнению с пневматическими подъемниками и может обслуживать многоручьевую штамповку (до четырех ручьев включительно).