В МФВ не поняли новую налоговую реформу Украины
Новый проект налоговой реформы представил Нацсовет реформ при президенте совместно с Комитетом Рады по налогам и таможне.
Согласно документу, налог на доходы физлиц снижается до 10% (сейчас 15%), НДС — до 15% (сейчас 20%), единый соцвзнос — до 20% (сегодня ставка условлена в пределах 36,7–49,7%).
Впрочем, эксперты назвали этот проект популизмом, а представитель МВФ и вовсе заявил, что с такими реформами могут приостановить Украине финансирование.
В чем смысл налоговой реформы в Украине
Это уже второй проект налоговой реформы: предыдущие изменения (на уровне идей) представил Минфин в начале сентября.
В этом проекте предусмотрена нулевая ставка НДФЛ на весь объем минимальной зарплаты (сегодня облагается только 50% от нее), единый соцвзнос также снижается до 28% (среднее значение составляет 41%).
Компенсировать недополученные бюджетом средства Минфин предложил за счет отмены «уменьшенного» НДС для аграриев, легализации игорного бизнеса, борьбы с контрабандой и налоговыми ямами.
«В краткосрочном периоде радикальное снижение налогов, предложенное в проекте «совета реформ», приведет к существенному снижению доходов бюджета. Детенизация ведь не будет мгновенной, и в Госбюджете образуются дыры», — считает экономист Александр Жолудь.
В качестве примера эксперт приводит доход от НДС — он приносит порядка 25% поступлений в бюджет, и, урезав его на четверть, потеряем огромную сумму в десяток миллиардов гривен. «А сократив единый соцвзнос, создадим дыру в Пенсионном фонде, который и без того дефицитный», — говорит Жолудь.
Новый налог на авто
Еще одна идея нового проекта — облагать налогом предлагают машины лишь младше 5 лет (ставка в 25 тысяч грн сохраняется).
Под гребенку попадут только люксовые машины — их стоимость должна превышать 1 миллион грн (проект Минфина касается всех авто и мотоциклов не старше пяти лет).
«Облагать дополнительным налогом вообще не нужно: во-первых, само администрирование будет слишком дорогим. Представляете, сколько контролеров нужно будет, чтобы проверить всех водителей на уплату налога?»— отмечает директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко.
Во-вторых, человек оплатил налоги, купив машину, а также заправив ее бензином, продолжает наш собеседник.
И в-третьих, во всем мире облагают, наоборот, старые машины. А у нас это популистский момент, заключил он.
МВФ реформ не понял
Обвинениям в популизме (снижение ставок налога, обложение «крутых» иномарок) одна из авторов проекта, глава комитета ВР по налоговой и таможенной политике Нина Южанина противопоставила собственные расчеты: реформа поможет реально детенизировать экономику в краткие сроки.
Однако убедить МВФ в этом не удалось. После встречи Южаниной с постоянным представителем МВФ в Украине, Жеромом Ваше, появилась информация, что Фонд может приостановить нам финансирование, если проект будет внесен «налоговым» комитетом в Верховную Раду.
«Ваше сказал, что, если мы зарегистрируем законопроект сейчас, он сделает заявление о том, что миссия МВФ не поддерживает нашу реформу. Это будет иметь негативный результат для стран — доноров Украины, которые прислушиваются к их мнению», — пояснила сама Южанина.
Другие новости Украины:
МВФ пригрозил заблокировать кредитные потоки в Украину из-за налоговой реформы
Что будет с курсом доллара до выборов