Украина заняла второе место в мире по “старости” автомобилей
Импорт легковых автомобилей в Украину в январе-июне 2015 г. сократился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 23% — до 26 тыс. 449 единиц, сообщили «Вестям» в ассоциации автопроизводителей «Укравтопром».
Основной причиной снижения импорта стало катастрофическое падение спроса за тот же период, немаловажную роль в котором сыграл почти трехкратный рост цен, вызванный девальвацией гривни, повышением стоимости бензина и введением дополнительного 5% импортного сбора на авто.
«Мы видели более чем двукратное снижение объемов продаж авто. Если нет спроса, то импортировать массово никто не будет. Сейчас авто завозят в основном под заказ», — рассказал «Вестям» генеральный директор всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД) Олег Назаренко.
Одновременно на продажи, по словам экспертов, влияет общая экономическая неопределенность и угроза эскалации военного конфликта на востоке Украины. «По сути, это те же причины, которые привели к общему сокращению продаж автомобилей на 68% в первом полугодии», — заметил нам старший аналитик инвестгруппы «АРТ Капитал» Алексей Андрейченко.
При этом импорт даже сократился меньше, чем продажи новых авто, поскольку 36% поставок пришлись на б/у автомобили, в то время как в прошлом году на них приходилось всего 6%. Причем, по мнению генерального директора инвесткомпании Pro-Consulting Александра Соколова, на фоне информации о возможном принятии закона, увеличивающего налогообложение покупки подержанного автомобиля, спрос на них до его принятия может увеличиться еще больше.
Но отложенный спрос при этом продолжает расти. «Все кто хотел купить машину в 2012-2015 годах решили дождаться лучших времен. При этом средний возраст авто в Украине составляет 21,5 лет. По этому показателю мы вторые в мире после Кубы», — подчеркнул Олег Назаренко.
Неудивительно, что при таком низком спросе на автомобили банки не готовы инвестировать в построение и поддержку сети для продажи автокредитов и не разворачивают новых программ. Правда, те финучреждения, которые специализируются именно в автокредитовании, продолжают работать в своем сегменте для того небольшого спроса, который существует. «Но в целом, в условиях ограничений в ликвидности, с которыми сталкивается рынок, банки, успешно привлекающие депозиты, предпочитают направлять средства в высокомаржинальное кредитование — кредитные карты или кредиты наличными, — объяснил «Вестям» директор департамента по продуктам розничного бизнеса ПУМБ Ярослав Сковрон.
По мнению руководителя аналитического отдела Concorde Capital Александра Паращия, улучшений в вопросах автокредитования стоит ожидать не ранее следующего года и только в том случае, если гривна останется стабильной. «Во-первых, потребителям нужно привыкнуть к новым ценам, а во-вторых, банкам нужно решить свои проблемы”, — подчеркнул эксперт.
В тоже время, Алексей Андрейченко делает достаточно оптимистичный прогноз по общему объему импорта авто на второе полугодие. «Если завоз б/у автомобилей будет проходить такими темпами, как последние два месяца первого полугодия, то импорт в 2015 г. может выйти на показатель прошлого года — 63 тыс. авто. Из которых свыше 40% будут б/у. Это значит, что импорт во втором полугодии может вырасти на 40% к первому полугодию, и на 30% год к году», — подсчитал он.
Заметный же рост импорта и продаж автомобилей в целом, по словам Андрейченко, произойдет в случае снятия напряжения на Донбассе и начала восстановления экономики (снижения темпа падения ВВП хотя бы до уровня 3% с ростом в последующие кварталы).
«Но маловероятно, что оба условия будут выполнены уже во второй половине этого года», — предупреждает он.
По мнению ведущего эксперта управляющей компании «Финам Менеджмент» Дмитрия Баранова, скорее всего, ситуация может начать меняться лишь в 2016-ом, да и то, не с начала года.