Централизованная и групповая смазка молотов
Смазка индивидуальными лубрикаторами не оправдывает себя из-за частого их ремонта, вследствие сотрясений при работе молота.
Кроме этого, для обслуживания лубрикаторов затрачивается значительное время высококвалифицированных слесарей и требуется специальный штат смазчиков.
По этим причинам в кузнечном цехе Ленинградского Кировского завода введена централизованная смазка.
При такой системе смазки от специальной насосной станции масло под давлением 10-12 атм нагнетается по кольцевому трубопроводу. От этого трубопровода на молоты идут отводы, снабженные запорными вентилями, которые расположены у рабочего места кузнеца. Молоты смазываются 2-3 раза в смену. Смазочное масло подается в трубу острого пара на расстоянии 300 мм от входа се в цилиндр молота. Централизованная смазка увеличила стойкость гильз цилиндров молотов, высвободила четырех смазчиков и двух высококвалифицированных слесарей. Обслуживанием насосной установки занимается штат дежурных трубопроводчиков.
К недостаткам централизованной смазки можно отнести неравномерное поступление масла, при котором лучше смазываются ближайшие к насосу молоты и значительно хуже наиболее отдаленные от него.
Интересным является опыт кузнечного цеха Челябинского тракторного завода, заменившего централизованную смазку 20-25 молотов групповой смазкой 4-5 молотов.
Групповая смазка производится при помощи насоса-манипулятора, работающего на сжатом воздухе. Насос-манипулятор состоит из пневматического цилиндра, поршень которого составляет одно целое со штоком, являющимся одновременно плунжером для маслоцилиндра. За счет разности площадей поршня и плунжера создается необходимость давления масла в 33 атм. Для заполнения маслом цилиндра, рукоятка поднимает вверх золотник, что обеспечивает подачу сжатого воздуха для движения поршня слева направо.